Проект Международной финансовой корпорации

Проект Международной финансовой корпорации

Сводка результатов экологического и социального обследования, выпущена для получения комментариев заказчика

Объем работ обследования МФК

Экологическое и социальное обследование в рамках настоящего Проекта со стороны МФК включало посещение установок предприятия по очистке сточных вод г.Уфы на правом и левом берегах реки Белая, а также встречи с руководством компании и ведущими специалистами (по техническим вопросам, экологии, здравоохранению и безопасности, кадровым вопросам) консультантом МФК и от имени МФК в июле 2009 г. Обследование включало также знакомство с ключевой документацией Компании по вопросам экологии, здравоохранения, безопасности и социальным вопросам (ЭЗБС), в том числе с отдельными проектными документами по природоохранным мероприятиям, соответствующими лицензиями и разрешениями государственных надзорных органов; пробами качества воды, коллективным трудовым договором, связанной с ними статистикой, данными Компании, представленными в ответ на вопросник МФК по экологии и социальным вопросам, и результатами последующих обсуждений тех аспектов ЭЗБС, которые относятся к предлагаемым инвестициям.


Описание Проекта

Начиная с 1990-х гг., Уфа (“город”, “Уфа”) - столица Республики Башкортостан, расположенная в Уральском регионе, сталкивается с проблемами качества работы и производительности существующих сетей сточных вод и их очистных установок, что привело к неудовлетворительному качеству очистки сточных вод, сбросу некоторого количества неочищенных сточных вод в реку Белая (бассейн реки Волги) и невыполнению соответствующих национальных экологических стандартов. С целью решения этих проблем город запустил поэтапную долгосрочную программу очистки, внедряемую муниципальной компанией Уфа Водоканал (“УВК” или “Компания”), которая на 100% принадлежит городу. Эта программа реконструкции частично была поддержана займом МБРР на сумму в US$20.8 млн., выплаченным в течение 2006/2007 гг., и займом ЕБРР на 500 млн. рублей (примерно US$15-16 млн.), подписанным в 2007 г.


Компания оказывает услуги по водоснабжению и очистке сточных вод, причем около 80% их объема предоставляется напрямую населению города. Предлагаемый Проект МФК - это заем с целью помочь Компании завершить строительство столь нужного 3‑его блока очистных сооружений на существующем предприятии очистки сточных вод (“ПОСВ”). Проект МФК включает строительство третьего блока/установки биологической очистки и частичное рефинансирование существующей краткосрочной задолженности Компании. Заем МФК послужит дополнением к предшествующей помощи со стороны МБРР и ЕБРР и поможет продвинуть вперед городскую программу модернизации системы канализации. Строительство дополнительных очистных мощностей позволит городу:

  • прекратить сброс неочищенных сточных вод в реку Белая, повысив степень соответствия соответствующим национальным стандартам;
  • улучшить качество очистки сточных вод на существующих установках, которые в настоящее время перегружены;
  • постепенно модернизировать существующие установки с использованием современных технологий и повысить эффективность их функционирования;
  • снизить риск перелива и аварий, которые могли бы повлиять на город и окружающие его территории. Заем МФК также поможет Компании рефинансировать на более длительный срок часть ее краткосрочной задолженности, снизив таким образом капитальный риск.

Стандарты деятельности, относящиеся к Проекту:

Экологическое и социальное обследование МФК показывает, что инвестиции приведут к последствиям, управлять которыми следует в соответствии со следующими Стандартами деятельности (СД):

  • СД1: Социальная и экологическая оценка и системы менеджмента
  • СД2: Рабочий персонал и условия труда
  • СД3: Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды
  • СД4: Здоровье и безопасность населения
  • СД5: Приобретение прав землепользования и вынужденное переселение

Были также рассмотрены стандарты деятельности СД 6 (Сохранение биоразнообразия и устойчивое управление природными ресурсами), СД7 (Местные народности/Коренное население) и СД8 (Культурное наследие), но было признано, что к настоящему Проекту они не применимы, поскольку реконструкция установок будет производиться на участке земли, который уже десятки лет используется Компанией;
причем вокруг площадки Проекта не проживает местных народностей и нет объектов культурного наследия.


Обоснования выбора экологической и социальной категории:

Согласно методике проведения экологических и социальных обследований МФК, данный Проект относится к категории B. Реализация Проекта сократит количество загрязняющих веществ, включая тяжелые металлы, нефтепродукты и органические вещества, в настоящее время сбрасываемых вместе с лишь частично очищенными сточными водами в местную реку, и в конце концов улучшит общее качество очищенных вод и их приемников. Завершение строительства (его готовность в настоящее время составляет 70‑80%) повлечет за собой лишь ограниченные потенциальные неблагоприятные экологические воздействия, немногочисленные и ограниченные пространством площадки.


Ведение строительства по Проекту МФК не потребует переселения. Не являясь непосредственно частью Проекта МФК, программа долгосрочной поэтапной общей реконструкции ПОСВ имеет социальный аспект, связанный с физическим перемещением людей, еще с 1960-х г.г. исторически проживающих в санитарно-защитной зоне (СЗЗ), установленной вокруг ПОСВ. Компания тесно сотрудничает с региональными и муниципальными властями и проводит исследования и мероприятия с целью решения вопроса о переселении жителей из санитарно-защитной зоны ПОСВ. Согласно требованиям МФК, после приемки в эксплуатацию 3-го блока Компания предпримет дальнейшие действия, проведя натурные измерения с целью определить реальное воздействие загрязнений на жителей СЗЗ и уточнить, по необходимости, ее размеры. Если, по завершении этих дополнительных действий, переселение окажется необходимым, то, работая в сотрудничестве со специалистом МФК по социальным вопросам и действуя в соответствии со стандартами деятельности МФК, Компания разработает «План переселения».

Описание ключевых экологических и социальных эффектов и мер их смягчения:

Были проанализированы следующие потенциальные последствия/вопросы, связанные с Проектом:

  • Оценка экологического и социального воздействия;
  • Система и структура социального и экологического управления;
  • Управление отходами;
  • Качество очищенных сточных вод;
  • Вопросы общественного здравоохранения и безопасности, включая задачу возможного переселения из СЗЗ;
  • Условия работы, включая производственную гигиену и охрану труда.

Меры смягчения ключевых экологических и социальных воздействий сведены вместе в нижеследующих разделах и согласованы между МФК и УВК. По мере внедрения, эти меры гарантируют соответствие Проекта экологическим и социальным требованиям законов и правил страны-хозяина и экологическим и социальным стандартам деятельности МФК.

СД1: Социальная и экологическая оценка и системы менеджмента

  • Социальная и экологическая оценка:

    Согласно российскому законодательству, требуется производить оценку социальных и экологических (СЭ) воздействий каждого проекта нового строительства или модернизации и реконструкции действующих установок на основе СЭ исследований. Они включают оценку потенциальных СЭ воздействий, связанных с Проектом, и разработку мер по исключению, ослаблению или компенсации неблагоприятных воздействий. Исследования проводились во время подготовки проектной документации. Экспертные комиссии Государственной экспертизы и Государственной экологической экспертизы рассмотрели проектную документацию, включая природоохранные мероприятия, на предмет ее соответствия российским законам и нормативным документам. Было признано, что экологические риски и влияния, сохраняющиеся после реализации мер их ослабления, будут носить неспецифический характер и ограничены пространством площадки.


    Социальные последствия, связанные с физическим перемещением ограниченного числа жителей, проживающих с 1960-х гг. в современной санитарно-защитной зоне, представляют для Уфы историческую проблему. Действия, предпринимаемые Компанией и властями для решения этого вопроса, изложены ниже в соответствующих разделах.


    После завершения строительства третьего блока Компания согласилась также провести натурные измерения на площадке с целью оценки реального воздействия на состояние здоровья людей, проживающих вблизи установок ПОСВ. Дальнейшие действия, согласующиеся со стандартами деятельности МФК, включены в прилагаемый «План экологических и социальных мероприятий (ПЭСМ), содержащий конкретные задачи, которые Компания возьмет на себя для ослабления рисков и воздействий, связанных с запланированной реконструкцией.


  • Система экологического и социального (ЭС) менеджмента:

    Система управления в настоящее время опирается на действующие руководящие требования, сосредоточиваясь на их соблюдении, на наличии соответствующих разрешений и лицензий, а также на систематической отчетности и регистрации результатов деятельности в области охраны окружающей среды, здоровья и труда (ООСЗТ).

  • Программа управления - Компания внедрила и постоянно обновляет программу управления, чтобы гарантировать необходимое качество питьевой воды, поставляемой населению, и непрерывное повышение качества очистки сточных вод. С 2001 по 2008 г., включительно, УВК внедрила более 450 различных мероприятий по улучшению результатов экологической и социальной деятельности.
  • Организационная структура - Компания внедрила и поддерживает организационную структуру, которая обеспечивает достаточный уровень управления ЭС деятельностью. Обязанности в области ООС делегированы главному технологу, а отчетность представляется генеральному директору и техническому директору. Экологический мониторинг соответствия действий Компании юридическим требованиям в области экологии и разработка соответствующих экологических и социальных документов передается по аутсорсингу местной консалтинговой Компании.
  • Обучение – Обеспечивается систематическое профессиональное обучение; разрабатываются ежегодные учебные программы для рабочих, инженеров, специалистов и руководителей. Помимо профессионального, это обучение включает также обучение второй рабочей профессии для конкретных категорий рабочих. Чтобы гарантировать будущую нормальную работу третьего блока, Компания организовала соответствующее обучение специалистов и рабочих в различных учебных центрах.
  • Мониторинг - Текущий экологический мониторинг включает контроль за сбором и удалением отходов, эффективностью работы оборудования по сокращению выбросов в атмосферу, мониторинг качества очищенных стоков и качества принимающих их речных вод. Отчеты по результатам мониторинга составляются ежемесячно. Показатели экологической работы подразделений Компании отслеживаются в ходе ежеквартальных внутренних проверок; корректирующие меры рассматриваются руководством Компании.
  • Выбор подрядчика для строительства был проведен в соответствии с методиками МБРР в рамках программы реконструкции существующей сети сточных вод и очистных сооружений, запущенной в 2006 г. и поддерживаемой МБРР и ЕБРР на протяжении 2006‑2007 г.г. Деятельность подрядчиков в области ООСЗБ контролируется и отслеживается путем проведения регулярных проверок, выполняемых специалистами из тех отделов и служб Компании, которые занимаются техническими вопросами, вопросами охраны и гигиены труда и техники безопасности.

СД2: Рабочий персонал и условия труда

Проект создаст ограниченное число новых рабочих мест для обеспечения работы третьего блока биологической очистки ПОСВ. Компания намеревается нанять примерно 23 новых служащих, обладающих необходимыми навыками.

  • Условия труда и найма – Защита прав работников в России обеспечивается действующим федеральным законодательством, прежде всего – Трудовым Кодексом. Кодекс обеспечивает защиту прав работников и гарантирует предоставление им социальных льгот. Республиканское по регулированию социально-трудовых отношений содержит дополнительные права и обязанности работодателя и работников, гарантирует защиту права работников на труд и соответствует базовым стaндартам Международной организации труда и стандарту деятельности 2 МФК.
  • - Кадровая политика, трудовые отношения и рабочие организации - Компания на 100% принадлежит муниципальным властям г. Уфы и строго соблюдает федеральное трудовое законодательство. Компания обеспечивает наличие персонала с необходимым уровнем профессионализма и навыков, реализуя методику многоуровненного отбора и найма на работу кандидатов. Найм на работу проводится в соответствии с общероссийским трудовым законодательством, причем строго соблюдаются меры, направленные против дискриминации по признаку пола, расы, возраста, этнической принадлежности или национальности. Таким образом, удовлетворяются требования стандартов деятельности МФК. Более 97% работников являются членами профсоюза. Компания действует в соответствии с коллективным трудовым договором, который устанавливает взаимные права и обязанности руководства компании и работников; сверх того работникам предлагается приемлемый социальный пакет.

Компания, в соответствии с действующим федеральным трудовым законодательством и СД 2, внесет дополнения в действующие внутренние документы по процедуре рассмотрения жалоб работников.

В 2008 г. Компания не проводила сокращения персонала, хотя в июле 2009 г. было проведено незначительное сокращение кадров в соответствии с национальными законами о труде и СД2, причем сотрудники были заранее извещены об этом и получили соответствующую компенсацию. Дальнейших сокращений штатов не планируется, поскольку для нового блока после его приемки потребуется дополнительная рабочая сила.

  • Охрана труда и техника безопасности (ОТТБ): Система управления ОТТБ Компании организована так, чтобы удовлетворять национальным законодательным и нормативным требованиям. Персонал, отвечающий за их соблюдение, проводит регулярное обследование рабочих мест, и в записях об их результатах по необходимости указываются корректирующие меры. Также проводятся проверки внедрения корректирующих мероприятий.

Оценка условий труда (аттестация рабочих мест), проведенная в соответствии с национальным законодательством, показала, что персонал в конкретных рабочих зонах подвергается вредным физическим, химическим или биологическим воздействиям, прежде всего таким, как “тяжелый” ручной труд, шум, контакты с патогенными бактериями; химическими веществами, а также рискам, связанным с проведением срочных ремонтных работ (например, в ограниченном пространстве и в окружении движущихся механизмов). Для сокращения рисков в рабочих зонах, потенциально содержащих патогенные бактерии, Компания устанавливает и эксплуатирует вентиляционные системы, обязывает работников пользоваться индивидуальными средствами защиты, внедряет использование безопасных современных оборудования и инструментов. На протяжении последних лет была проведена замена систем вентиляции в различных производственных отделах и цехах. Безопасность труда поддерживается благодаря проведению регулярных учебных занятий по темам, соответствующим конкретным служебным обязанностям, включая работу с химическими веществами (например, с хлором) и ремонт электрооборудования.

Анализ данных по производственному травматизму показал, что он остается на нормальном уровне. Показатели травматизма были нулевыми в 2006 и 2007 гг. и слегка возросли в 2008 г. до 0.68 LDA/MMH (количество несчастных случаев с потерей рабочего времени на млн. обработанных человеко-часов), из расчета 5.9 млн. отработанных человеко-часов 3566 сотрудниками. Несмотря на этот рост относительно предшествующих двух лет, показатель, тем не менее, остается очень низким.

Компания внедрила меры повышения безопасности труда, включая такие конкретные действия, как установка автоматизированных систем контроля и управления работой скважин и насосных станций 2-го подъема; некоторые из насосных станций сточных вод контролируются дистанционно.

- Готовность к авариям и реагирование на них:

Разработаны и внедрены планы ликвидаций аварийных ситуаций на опасных химических установках, которые включают, помимо мер реагирования, определение предсказуемых аварийных ситуаций, наличие необходимых средств реагирования и обеспечения связи с властями, населением и муниципальными службами спасения. Персонал обучен и обладает необходимыми навыками борьбы с аварийными ситуациями. В дополнение к этому были организованы внутренние спасательные команды на конкретных рабочих установках; члены команд прошли целенаправленное обучение в специализированных учебных центрах.

СД3: Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды

  • Обзор текущих операций и их совершенствование:

    В настоящее время УВК оперирует двумя блоками очистки сточных вод в рамках ПОСВ. Текущая очистка сточных вод включает: первичную или механическую очистку, в которую входит удаление крупных взвешенных и плавающих предметов из гребенчатых фильтров (предварительное процеживание воды) и осаждение песка и мелких камней в песколовках; и биологическую очистку, с использованием системы аэрации, активированного ила и седиментации. Танки аэрации и седиментации структурно объединены в рамках каждого блока. Все эти установки размещены на правом берегу реки Белая. Отходы биомассы, осажденные твердые отходы и избыток активированного ила перекачиваются по трубопроводам, проложенным под дном реки, на установки, расположенные на противоположном берегу, для обезвоживания центрифугами и высушивания в специальных сушильных установках. Поскольку первые два блока биологической очистки были приняты в эксплуатацию, соответственно, в 1974 и 1987 г., их производительность ограничена общим объемом сточных вод, доставлявшихся в то время на ПОСВ. В настоящее время недостаточная продолжительность нахождения вод в установках не обеспечивает необходимого качества очищенной воды, и некоторый объем сточных вод сбрасывается в реку после только первичной очистки. Проект поможет увеличить общую производительность ПОСВ за счет строительства третьего блока биологической очистки с усовершенствованной конструкцией систем аэрации и седиментации, в которых процессы нитри/денитрификации объединены и дальнейшим удалением фосфора путем его осаждения сульфатом алюминия.

  • Предотвращение загрязнения, сохранение природных ресурсов и энергоэффективность:

    УВК предприняла инициативу по повышению качества сбросов после ПОСВ, поскольку его эффективность больше не обеспечивает соответствия национальным стандартам, заданным в разрешениях, выданных соответствующими экологическими органами. Превышение было зарегистрировано по ХПК, БПК, взвешенным веществам, нефтепродуктам и другим загрязняющим веществам. Завершение Проекта обеспечит дополнительную производительность биологической очистки сточных вод, доставляемых на ПОСВ, и уменьшит количество тяжелых металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, в настоящее время сбрасываемых в реку со сточными водами, которые проходят только механическую очистку. Кроме того, качество обрабатываемых сточных вод будет повышено благодаря сокращению эксплуатационной нагрузки на существующие блоки.

    В дальнейшем Компания рассматривает вариант завершения строительства четвертого блока биологической очистки, что, как ожидается, приведет к полному соответствию очищенных вод тем стандартам, которые установлены по вышеупомянутым параметрам. Однако такой инвестиционный план потребует проведения существенного анализа и обоснований и будет строго ограничен доступностью ресурсов, что положит предел будущим заимствованиям и потребует гарантий обслуживания долга.

    Компания внедрила меры по повышению эффективности текущих работ, энергоэкономичности и сохранению ресурсов. Среди них следующие: 1) для управления эффективным водораспределением; обнаружения и идентификации утечек, учета и регистрации запросов на выполнение ремонтных работ и данных о выявленных сбоях; анализа состояния и работы сети водораспределения (все они опираются на данные в реальном масштабе времени) были установлены диспетчерская радиосистема SCADA (Текущее наблюдение, контроль и сбор данных) и географическая информационная система. Насосные станции питьевой воды и сточных вод оборудованы усовершенствованным энергоэффективным оборудованием с целью сокращения потребления энергии. Трубопроводы распределения питьевой воды и сети канализации постепенно заменяются трубами из полиэтилена и других полимерных материалов или стальными трубами с внутренним песчано-цементным изолирующим покрытием с длительным сроком эксплуатации. Для снижения экологического воздействия при проведении текущего обслуживания и ремонтных работ предпочтение отдается бестраншейной укладке труб (метод горизонтального направленного бурения).

  • Управление отходами:

    Песок и другие материалы, удаленные в ходе первичной очистки, периодически собирается и сдается на муниципальный полигон отходов. Основная масса отходов, формируемых в ходе очистки сточных вод, - это канализационный осадок. Установка для его переработки (обезвоживания и высушивания) была запущена в июне 2009г. После переработки высушенный осадок складируется на специальных площадках.

  • Обращение с опасными материалами:

    Для дезинфекции питьевой воды и сточных вод используется жидкий хлор. Чтобы предотвратить случайный выброс хлора и обеспечить безопасность обращения с ним, Компания использует сертифицированное оборудование. Установки и цеха, в которых используется и хранится жидкий хлор, оборудованы системами его обнаружения и оповещения. Имеются соответствующие планы предотвращения аварий и их контроля, включая поставку необходимого оборудования и материалов для реагирования, а также процедуры, которым необходимо следовать с целью минимизации ущерба от любой возможной аварии. Кроме того, проводится поэтапная модернизация систем дезинфекции, чтобы перейти от обработки жидким хлором к ультрафиолетовой (УФ) обработке или применению гипохлорита натрия. УФ-обработка внедрена на 5 из 7 городских водозаборов; разработана проектная документация для УФ‑дезинфекции сточных вод перед их сбросом в реку.

  • Чтобы сократить использование асбестографитовой сальниковой набивки, Компания реализует постепенный переход на торцевые уплотнения.

    Компания гарантирует, что обеспечит в будущем необходимый уровень обучения персонала обращению с химическими реактивами (сульфатом алюминия) еще до начала работы третьей очереди ПОСВ.

    СД4: Здоровье и безопасность населения

    Компания ведет мониторинг качества воздушной среды на внешней границе современной санитарно-защитной зоны. С соответствующими надзорными органами согласован список контролируемых показателей (аммиак, сероводород и другие вещества) и график замеров. На протяжении последнего года не зафиксировано превышений действующих нормативов.

    Как было изложено выше, в связи с ограниченностью производительности ПОСВ, определенный объем сточных вод в настоящее время сбрасывается в реку без биологической очистки. Это приводит к потенциально неблагоприятному воздействию на состояние здоровья местного населения, проживающего ниже по течению от точек сброса, но не влияет на водоснабжение города Уфа, которое обеспечивается из реки Уфа, инфильтрационных источников, подземных водяных скважин. Существующая ситуация улучшится после завершения выполнения Проекта. Количество тяжелых металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, в настоящее время сбрасываемых вместе со сточными водами, которые проходят только механическую очистку, будет сокращено. Компания постоянно отслеживает качество речной воды в 500 м вверх и вниз по течению от точек сброса. Несмотря на то, что в настоящее время сточные воды не удовлетворяют установленным стандартам по ряду параметров, данные среднемесячных проб не выявляют существенного различия в качестве воды в этих двух точках отбора.

    В 2008 г. со стороны жителей, проживающих в СЗЗ ПОСВ, была зарегистрирована жалоба на неприятный запах. В ответ Компания провела специальный мониторинг, который подтвердил, что установки работают в нормальном режиме.

    В порядке усилий по сокращению времени на ремонт и повышению эффективности эксплуатации, Компания также внедрила передовые технологии, оборудование и инструменты, включая установку вакуумных насосов для сточных вод, использование технологии направленного бурения и дистанционных измерительных устройств для тестирования трубопроводов.

    У местных жителей имеются различные варианты высказывания своей обеспокоенности: например, посещение Компании и встреча с ответственными руководителями и специалистами в ‘приемные часы’; письменные запросы муниципальным властям; звонки по “службе горячей линии”. Телефонные номера службы горячей линии имеются на официальном веб-портале компании Уфаводоканал http://www.ufavodokanal.ru Соответствующая контактная информация администрации города размещена на официальном веб-портале города Уфа http://www.ufacity.info/index.php.

    СД5: Приобретение прав землепользования и вынужденное переселение

    Проект МФК не связан с приобретением дополнительных земель для строительства третьего блока биологической очистки; он предпринимается в границах действующего предприятия.

    В соответствии с национальными нормативными требованиями, Компания установила СЗЗ и разработала необходимые документы для решения вопросов, связанных с проживанием населения в этой зоне. В пределах нынешней СЗЗ насчитывается некоторое число постоянных жителей; там расположены отдельные дома для сезонного (летнего) проживания (дачи); земли используются населением для личных сельскохозяйственных нужд и, кроме того, имеется население, проживающее в данной зоне без формальных юридических прав на ту землю, которую оно занимает еще с 1940-1950-х гг. Эти пользователи в настоящее время узаконивают свои права юридически, и их обращения признаются в рамках национального законодательства, поскольку оно предусматривает льготы для населения, занимающего земли в течение длительного времени.

    Для решения вопроса компания официально осуществила учет постоянных жителей, сезонные дома и земельные участки и передала этот список исполнительному органу местного самоуправления. По состоянию на июнь 2009 г., компания зарегистрировала в нынешней СЗЗ 149 постоянных жителей и 44 дачи с земельными участками. Была проведена независимая оценка земельных участков и имущества для определения необходимой компенсации за утрату имущества или подбора равноценных условий проживания, которые должны быть предоставлены переселяемым. В тесном сотрудничестве с властями Компания разработала график переселения, одобренный руководством города и финансируемый из муниципального бюджета.

    Законодательство требует, чтобы после завершения строительства третьего блока биологической очистки окончательный размер СЗЗ был уточнен. В соответствии с требованиями национального законодательства, чтобы оценить реальные риски и воздействия на состояние здоровья и безопасность населения, Компания организует проведение натурных измерений в течение одного года. На основании этих измерений будет соответствующим образом пересмотрен размер СЗЗ и определена окончательная потребность в переселении жителей. Если переселение потребуется, физическое перемещение людей, проживающих в пределах окончательных границ СЗЗ, и снос старых покинутых личных домов, а также дач и построек на участках будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством и требованиями стандарта деятельности МФК.

    Чтобы гарантировать соответствие требованиям СД5, Компания предпримет согласованные вышеупомянутые действия, включенные в план экологических и социальных мероприятий, который предусматривает организацию натурных измерений для оценки реальных воздействий на состояние здоровья и безопасность населения. При этом, если потребуется переселение, то она разработает план переселения в сотрудничестве со специалистом МФК по социальным вопросам.


Возврат к списку